производство модульных
зданий и блок контейнеров
Как обустроить вагончик внутри и снаружи
Конечно, использовать бытовку в качестве основного места проживания где-нибудь на даче, сегодня охотников мало. Но в роли гостевого домика такой вариант очень даже приемлем. Тем более что металлические вагончики часто приобретаются только на первое время, пока владельцы отстраивают полноценные дома и коттеджи на своём загородном участке. Рассмотрим, каким образом можно непритязательную конструкцию превратить в стильный объект и что для этого требуется.
Оригинальные проекты вагончиков
Примитивный внешний вид бытовок легко подвергается переделке и трансформации. Особенно это касается тех изделий, которые находятся в личном пользовании.
- Конструкцию можно разнообразить при помощи изменения крыши. В стандартных проектах она делается плоской, но ничего не мешает заменить её на одно- или двускатную конфигурацию. Такие домики сразу же приобретают вид декоративный и нарядный. Особенно, если добавлены окошки, свесы и другие элементы кровельной архитектуры. Даже на одной бытовке подобные улучшения немедленно бросаются в глаза. А если речь идёт о помещении, составленном из нескольких секций, поле для работ в этом направлении существенно увеличивается.
- Пристроенные террасы, веранды и навесы. В качестве дополнительного элемента может использоваться ещё один вагончик. Чаще всего в этом случае берётся конструкция, не имеющая стеновых ограждений. Под её крышей организуется сезонное пространство для отдыха или же сюда переносится, например, летняя кухня. Пристройка располагается как на фасадной части вагончика, так и может примыкать к одной из его торцевых стен. Интересный вариант ограниченного с двух сторон дворика получается в случае использования Г-образной конфигурации. Также существуют примеры создания внутренних зон самостоятельно. Для этого берутся такие материалы, как древесина (брус, доски, плиты ДСП и ОСБ) или камень (кирпич и строительные блоки). Пристройка накрывается крышей, в ней делается деревянный пол или укладывается тротуарная плитка.
Проекты вагончиков с дополненной организацией придомового пространства выглядят гораздо лучше и интереснее, чем аналогичные им типовые постройки. Для завершения дизайнерской работы остаётся только подобрать материал для кровли и отделки фасада.
Чем обшить вагончик снаружи
В стандартной комплектации для ограждения стен и крыши используется профилированный и (или) гладкий металлический лист. У него отличные эксплуатационные качества, небольшой вес и недорогая стоимость, что и привело этот материал к успеху. Защита от коррозии обеспечивается слоем цинка и полимерной краской. Неудобство доставляет только подверженность тонкого железа «барабанному эффекту» во время сильного дождя или града.
Пожалуй, самым крупным недостатком можно назвать слабую устойчивость к механическим воздействиям. Декоративное покрытие повреждается от лёгкого удара каким-нибудь твёрдым предметом или попадания в него камня. Ремонт не отнимает много времени и сил. Поверхность зачищается и красится любым подходящим составом. Вовремя исправленный дефект гарантирует дальнейшую сохранность металла.
Несмотря на столь привлекательные свойства, профлист всё-таки не является лучшим решением для отделки вагончика снаружи. Изделие с такими стенами выглядит чересчур примитивно и плохо гармонирует с загородным природным ландшафтом. Поэтому сверху на него часто монтируют дополнительные элементы. С их помощью вагончик приобретает и привлекательный внешний вид, и устраняются недостатки.
- Вагонка – тонкие узкие доски для обшивки внешних или внутренних стен. Имеют соединение типа «паз-шип», благодаря которому плотно стыкуются между собой. Имеется несколько видов, различающихся геометрией профиля – закруглённый («Штиль»), скошенные грани под 300 («Стандарт») или с широким шипом и открытой гребневой пластиной («Евровагонка»). Материал вполне успешно применяется не только на наружных стенах, но и внутри помещений. Как и любую другую деревянную поверхность, его можно покрывать лаком, красить или оставлять без обработки, не скрывая естественную фактуру.
- Вагонка из пластика или МДФ. Имитация натурального материала, обладающая улучшенными потребительскими качествами. Она долговечна, не требует дополнительной пропитки антисептиками, устойчива к ультрафиолету, длительное время не теряет окраску и сохраняет первоначальную фактуру и цвет, отличается малым весом и недорого стоит.
- Блок-хаус – оцилиндрованная доска или брус. Повторяет округлую форму бревна, являясь, на самом деле, всего лишь его тонким сегментом. Соединение элементов происходит по стандарту «паз-шип», а сами доски могут быть различными по ширине и высоте гребня.
- Сайдинг. Чаще других для отделки вагончиков используется виниловый (пластиковый) материал, хотя в этой группе присутствуют также металлические, фиброцементные и древесные образцы. Все модели имеют варианты горизонтальной или вертикальной установки. По внешнему виду и окраске они могут повторять натуральные поверхности (дерево, камень) или искусственные. Обладают множеством положительных эксплуатационных характеристик.
- Сопротивляемость внешним агрессивным факторам (влажность, колебания температуры, ультрафиолетовые лучи и другие).
- Не трескаются, не расслаиваются.
- Остаются работоспособными в большом диапазоне температур.
- Демонстрируют устойчивость к механическим повреждениям.
Важным преимуществом моделей из ПВХ является их отпорность к грязи, которая не может проникнуть в плотную структуру материала. Для поддержания чистоты достаточно просто вымыть поверхность водой, и она снова приобретёт первоначальный вид.
Дизайн внутри вагончика
Для внутреннего пространства жилых бытовок характерны три вида планировок, которые во многом влияют на способ организации и отделки помещений.
- Студия. В ней нет перегородок, а вся доступная полезная площадь тематически зонируется мебелью и декором. Такой приём создаёт визуальную иллюзию большого свободного пространства, но он не слишком практичен для реализации в одиночном вагончике. Может удачно использоваться в тех случаях, когда эксплуатация происходит в сезонном (летнем) формате. В холодное же время года подобный дизайн неудобен с точки зрения комфортного проживания. Воздух с улицы беспрепятственно поступает в жилое помещение, и для его обогрева приходится затрачивать слишком много усилий.
- Торцевое расположение входных дверей и смежные комнаты. Это один из двух распространённых приёмов организации внутреннего пространства в стандартных вагончиках. Первый от входа отсек может быть небольшой, выполняя роль прихожей-раздевалки. Здесь же иногда располагается и зона кухни. На оставшихся квадратных метрах делается одна или две комнаты (в зависимости от площади бытовки и планируемого количества человек в ней присутствующих).
- Входные двери на фронтальной стене и изолированные помещения. Второй по популярности общепринятый способ планировки жилого вагончика. Он выглядит наиболее удачным и практичным с точки зрения комфорта находящихся внутри людей. Прямо за входной группой организуется небольшой тамбур. Его совмещают с кухней или же оставляют в виде свободного холла. Из прихожей боковые двери ведут в изолированные комнаты. Это даёт возможность создания двух и более отдельных помещений, посетители или жильцы которых не мешают друг другу. В тамбуре также может размещаться санитарно-гигиенический отсек (туалет, умывальник или устанавливаться душевая кабина).
Использование двух и более вагончиков в составе общей конструкции существенно расширяет возможности дизайна. В таких домиках комбинируются различные виды планировки, допустимо совмещение одно- и двухъярусной установки модулей, появляется пространство для создания ограждённых площадок на плоских крышах. Примеры интерьера вагончика, находящегося в составе с другими сборными секциями, могут рассматриваться как в комплексе, так и по отдельности. Лучше всего, конечно, выдерживать единую дизайнерскую линию в подборе цвета, материала и фактуры, но и контрастные акценты также выглядят вполне привлекательно.
Чаще других встречаются следующие визуальные концепции.
- Отделка натуральным деревом, относящаяся к деревенскому стилю. Может применяться вагонка или блок-хаус, необрезная доска, панели из древесины. В таком дизайне хорошо выглядят различные декоративные вставки из обрезков бруса с негладкой поверхностью, обожжённого и покрытого любым консервирующим составом (например, морилкой). Мебель должна гармонировать с выбранной концепцией. Её также делают из массива и не окрашивают, а только покрывают бесцветным или тонирующим лаком, чтобы не скрывать естественный рисунок древесины.
- Популярным трендом в дизайне загородных бытовок считается использование в оформлении светлых тонов и оттенков цвета. В них окрашивают стены, облицованные гипсокартоном, обшитые не ламинированными листами ДВП, ДСП, ОСБ. В случае применения ПВХ-материалов внутри вагончика, тоже предпочтение отдаётся моделям бело-серой гаммы. Благодаря этому помещение получает визуальный объём и в нём создаётся комфортная атмосфера.
В общем, приемлемы все примеры интерьера вагончика, которые подходят их владельцам. Ограничения в данном случае касаются только области безопасности. Применяемые материалы не должны поддерживать горение, быть экологически нейтральными для людей, иметь хорошие внешние и эксплуатационные качества.
Нюансы отделки вагончика внутри
Хотя ремонт небольших бытовок ничем не отличается от выполнения работ в любых других помещениях, но здесь обязательно следует учитывать особенности металлического вагончика.
- Все коммуникации находятся внутри полости стен (если речь идёт об утеплённых конструкциях). Важно оставить свободным доступ ко всем инженерным линиям, чтобы в случае необходимости иметь возможность произвести их ремонт или замену.
- Отделка вагончика изнутри не должна перекрывать вентиляционных отверстий. Это часто наблюдается, когда речь идёт о применении листовых материалов: гипсокартона, фанеры и других. Владельцы не задумываясь монтируют их на стену. А циркуляция воздуха в бытовках очень важна. Дело в том, что изделия имеют чуть ли не герметичные соединения деталей стен, дверных и оконных проёмов. Через них воздух с улицы почти что не поступает. Поэтому вентиляция играет огромную роль в создании нормального микроклимата внутри помещения.
- Не рекомендуется крепить листовые и панельные материалы непосредственно на черновую поверхность. Следует делать обрешётку и производить монтаж на неё. Это несколько уменьшает полезную площадь, но способствует сохранности декоративных элементов.
- При отделке помещений вагончика обязательно учитывать их предназначение. Если для жилой зоны лучше всего подходит древесина, то в местах с повышенной влажностью следует отдавать предпочтение другим материалам. В душевой, туалете или на кухне предлагается использовать ПВХ-панели и МДФ. Они не впитывают влагу, сохраняются в широком диапазоне температур, непривлекательны для насекомых и грызунов. Кроме того, чистятся и моются при помощи средств бытовой химии.
- Если речь идёт о краске, то хорошо подходят составы на водно-дисперсионной или акриловой основе.
В обустройстве вагончика большую роль играет мебель. Редко здесь используются стандартные изделия, предназначенные для полнометражных помещений. Одним из нюансов является необходимость разработки индивидуальных наборов, которые максимальным образом заполняют имеющееся пространство. Удачно вписываются в бытовку, например, двухъярусные спальные места, различные интерьерные трансформеры, подвесные системы хранения. Все они должны быть рассмотрены во время подготовки проекта ремонта вагончика и подобраны с учётом практической выгоды.