производство модульных
зданий и блок контейнеров
БУ вагончик или новый: основные моменты при выборе
Вторичный рынок металлических блок-контейнеров характеризуется серьёзной конкуренцией, вызванной большим количеством целевых предложений. Зачастую перед желающими приобрести такое оборудование встаёт достаточно своеобразный выбор – отдать предпочтение покупке вагончика б/у или же новой бытовки. В каждом из примеров есть как привлекательные стороны, так и негативные моменты. Попробуем разобраться в тонкостях этого вопроса и найти его решение для любого из возможных сценариев.
Конструкция вагончика: на что обращать внимание
Существует несколько технологий постройки металлических модулей, которыми пользуются все производители этих изделий.
- Бескаркасная конструкция из плоскостных элементов. Речь идёт о сборном домике, имеющем несущие ограждения. Все его части – стены с проёмами для дверей и окон, пол, потолок, крыша, фасадные панели с доборными деталями, мебель и технические устройства – изготавливаются на заводе. Затем готовый комплект доставляется на строительную площадку, где он окончательно собирается уже непосредственно на месте установки.
Такие вагончики крайне редко попадают на вторичный рынок. Их сложно демонтировать и, чаще всего, невозможно разобрать без нанесения ощутимого ущерба для внешнего вида и целостности комплектующих. Покупая подобную бывшую в употреблении бытовку следует произвести ревизию каждой её части, поскольку все они являются несущими и влияют на безопасность находящихся внутри людей, а также на срок эксплуатации оборудования без ремонта и дополнительных трат.
- Вагончик с каркасом. В основе лежит стандартный блок-контейнер, служащий в качестве места проживания, выполнения хозяйственных функций или других целей. Характерной особенностью таких проектов считается наличие силового каркаса. Он, во-первых, принимает на себя все возникающие нагрузки, а во-вторых, позволяет удобно крепить остальные конструктивные элементы: стены, пол, крышу.
Каркас собирается из сложногнутого металлического профиля и уголка. В некоторых случаях используется стандартный швеллер, но гораздо чаще производители самостоятельно разрабатывают и выпускают у себя необходимые конфигурации, применяя для этого высокоточное режущее и гибочное оборудование. Такой подход даёт возможность более экономно расходовать сырьё, добиваться снижения уровня отходов и повышать прочностные характеристики готового изделия.
Вне зависимости от области использования бытовки, каркасная конструкция во всех проектах остаётся неизменной. Она состоит из двух горизонтальных рам (они в дальнейшем становятся основанием крыши и пола), соединённых между собой угловыми вертикальными опорами. Для крепления черновых отделочных поверхностей в рамы устанавливаются дополнительные лаги из деревянного бруса. Такие же стойки используются в качестве промежуточных вертикальных элементов. Если в процессе эксплуатации планируется делать утепление вагончика – эта подробность крайне важна. Полости между опорами хорошо подходят для наполнения, например, минеральной (базальтовой) ватой, а сама работа мало чем отличается от аналогичных операций в любом другом помещении (каменном или деревянном).
Проще всего оценивать каркас в «холодной» модели бытовки. В ней одинарные стены из профилированного или гладкого железного листа выполняют роль простых ограждений, не скрывая изнутри детали несущей конструкции. В утеплённых помещениях весь каркас спрятан под панелями. Для его ревизии придётся или разбирать стены, или же делать выводы на основании косвенных признаков. В последнем случае неверно сделанные заключения чреваты в дальнейшем серьёзными проблемами.
- Следует выяснить, использовался вагончик в качестве стационарной постройки или же подвергался демонтажу и транспортировке. Чем больше раз его перевозили, тем выше опасность повреждения каркаса. Необходимо знать, что количество разрешённых циклов установки определяется производителем в технической документации изделия. Обычно оно не превышает пяти раз за расчётный период эксплуатации. Для вагончика он составляет 20 лет.
- Рекомендуется первым делом обращать внимание на угловые соединения. Именно они принимают на себя все нагрузки от ударов, неизбежных при перемещении блок-контейнера во время погрузочно-разгрузочных работ.
- По возможности проверить целостность элементов рам и стоек (хотя бы выборочно). С внутренней стороны на них не должно быть вмятин, повреждений, ржавчины.
- Оценить обработку металла антикоррозийным составом. При обнаружении проблемных мест – первым делом устранить дефект.
Тщательная проверка каркаса в вагончиках б/у крайне необходима, хотя она и может оказаться достаточно трудоёмкой и требующей определённых усилий. В противном случае спонтанное действие превращается в настоящую лотерею, в которой выигрывает всегда продавец, а не покупатель. Ремонт бытовки в состоянии вылиться в дорогостоящее занятие, из-за чего вся финансовая привлекательность операций с бывшим в употреблении оборудованием обнуляется.
Стены, крыша и пол
Боковые ограждения вагончика выполняются, как правило, из оцинкованного металлического листа (гладкого или снабжённого профилированными рёбрами жёсткости). Без утепления он подходит только для помещений, предназначенных для сезонного использования или же в качестве холодного склада для материалов, не имеющих индивидуальных требований к условиям хранения.
Такие стены отличаются простотой. Их проверка основывается исключительно на визуальном осмотре. Металл должен быть целиком покрыт защитным слоем порошковой краски и (или) цинка. В таком случае ему не грозит образование очагов коррозии, способных за короткое время проделать в железе сквозные дыры.
Стены утеплённых вагончиков могут создаваться двумя методами.
- Сэндвич-панели, в которых между наружными листами из металла или полимера находится утеплитель (минеральная вата, пенопласт, другой материал с аналогичными свойствами).
- Утепление по «холодным» стенам с внутренней отделкой. Это стандартная технология, применяемая во всех видах построек, независимо от их типа и предназначения. В этом случае утеплитель закладывается в промежутки между стеновыми опорами. Обязательно устанавливать гидро- и пароизолирующие мембраны, чтобы избежать проникновения влаги в закрытые полости.
Ревизия сэндвич-панелей при покупке бывшей в употреблении бытовки технически невыполнима. А во втором случае рекомендуется демонтировать хотя бы часть внутренней отделки. Это даст возможность осмотреть не одно лишь качество утепления, его состояние и строение, но и откроет доступ к скрытым под панелями металлическим элементам каркаса. Профессиональные строительные эксперты советуют доверять не только зрению, но и обонянию. В результате предпродажной подготовки вагончика б/у его можно принудительно высушить, но избавиться от специфического запаха практически нереально.
Ещё одна деталь, касающаяся утепления минеральной ватой. Она очень нравится грызунам, которые делают в ней домики и вытаскивают целые куски, чтобы обустроить себе жилище. Приходится дополнительно устанавливать железную сетку, отсекая вредителей от столь привлекательного для них материала. Это замечание касается и новых вагончиков. Если в них присутствует мягкий наполнитель – защитные меры следует предпринять заблаговременно.
Пол и потолок рекомендуется частично вскрыть, чтобы осмотреть состояние деревянных лагов. Их сохранность свидетельствует о нормальной герметизации всех стыков, а наличие гнили или влаги говорит о начавшихся проблемах целостности конструкции.
Внешняя и внутренняя отделка: как оценивать их состояние
Внутри бытовки применяются все те же самые материалы, которые можно встретить и в любом другом помещении. Основная разница заключается в подборе мебели. Для вагончиков обычно проектируются индивидуальные модели, позволяющие наилучшим образом занимать имеющееся пространство. Исходя из этого и следует ориентироваться в оценке.
Сделанная в заводских условиях отделка тоже является характерным признаком. Изготовитель всегда придерживается определённого технологического единообразия при использовании панелей, крепежа, дизайна. Всё это, может быть, выглядит не слишком красиво, но выполнено добротно и качественно.
По состоянию вагончика изнутри судят не только об интенсивности его эксплуатации. При некоторых технических неисправностях конструкции внутрь помещения попадает влага, которая обязательно оставляет следы на стенах. Это могут быть как потёки воды, так и незначительные вздутия деревянных покрытий. Особенно, если речь идёт о древесно-стружечных плитах или ОСП.
Ещё один признак базируется на такой детали, как герметичная подгонка всех поверхностей в металлическом вагончике. Это свойственно только модульным конструкциям и напрочь отсутствует в строениях из кирпича или дерева. В бытовке нет естественной циркуляции воздуха через микрощели, дверные и оконные проёмы. Недостаток исправляется при помощи вентиляции, но она устанавливается далеко не во всех моделях. Атмосфера внутри запертого вагончика всегда не слишком комфортная, и это в данном случае хороший признак. Значит, что в нём нет скрытых щелей, через который происходит воздухообмен с улицей. Заметим сразу, что улучшить вентиляцию в неподготовленном для этого изделии сложно и требует вмешательства в конструкцию. Такой вопрос должен решаться на стадии изготовления.
Внешняя отделка стандартных вагончиков выполняется из железных листов и декоративных панелей. Что касается последних, то обычно они сделаны из пластика, имеющего длительный срок службы и долго сохраняющего первоначальную окраску. А вот на металл следует обратить внимание.
Профлист имеет совсем небольшую толщину и поэтому не способен выдерживать даже незначительные механические нагрузки. Вмятины на нём могут появиться, например, из-за града, ударов веток, камней. Это приводит к образованию микротрещин в краске и цинковом слое. Такие места должны быть локализованы и отремонтированы. Если процесс ещё не начался или же находится на первичной стадии, то к серьёзным повреждениям он не приведёт. В любом случае, приобретать вагончик б/у с нарушенной защитой металла не рекомендуется.
Планировка и наполнение: чем отличается б/у вагончик от новой бытовки
Выбирая между новым изделием и предложением вторичного рынка, придётся учитывать критерий функциональности. Все вагончики на базе блок-контейнеров отличаются универсальностью выполняемых задач, но это касается только их конструкции. Переделка бытовки под конкретные нужды может стать весьма дорогостоящим и длительным процессом.
Например, в жилом вагончике требуется иметь небольшой тамбур, чтобы воздух с улицы не попадал непосредственно в помещение при каждом открывании дверей. Поэтому не следует приобретать б/у контейнер без перегородок, а затем начинать его переоборудование, установку внутренних стен и их утепление. Стоимость таких работ существенно снизит выгоду от дешёвой покупки.
Другой пример касается помещений с повышенным уровнем влажности. Это могут быть вагончики, используемые в качестве кухни, раздевалки, сушилки, душевой и прочих санитарно-гигиенических целей. К ним предъявляются строгие требования в части изоляции металлических деталей каркаса от воды и испарений. А в роли отделочных материалов всегда используются панели, вагонка и сайдинг из пластика. Переделка неприспособленного для подобных задач вагончика опять-таки станет длительным и затратным мероприятием.
Другие особенности выбора между вагончиком б/у и новым изделием
С особым вниманием необходимо подходить к выбору бытовки, которая будет подвергаться транспортировке и повторному монтажу. Силовой каркас такого изделия должен находиться в идеальном состоянии, не иметь скрытых или явных дефектов и выдерживать существенные нагрузки, связанные с погрузочно-разгрузочными работами. Для установленного на стационарной основе блок-контейнера ещё допустимы незначительные технические послабления, но в случае необходимости перевозки к этому моменту следует отнестись со всей придирчивостью.
Немногие знают, что подержанное оборудование можно найти непосредственно у производителя. Некоторые компании придерживаются подобной практики, делая ремонт и профилактику бывших в употреблении блок-контейнеров. Такой сценарий выглядит наиболее удачным и безопасным, поскольку фирма в обязательном порядке даёт гарантию на реализуемое изделие.