производство модульных
зданий и блок контейнеров
Из какого материала выбрать вагончик: делаем правильный выбор
Конструкция бытовки может быть выполнена из любого материала. Выбор обусловлен только практическими соображениями эксплуатации, предпочтениями владельца и, естественно, стоимостью. В каждом варианте имеются положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим самые распространённые примеры создания вагончиков, разберёмся в их преимуществах и недостатках.
Конструкция вагончика
Вне зависимости от строительного материала, каждая бытовка может быть выполнена всего в двух модификациях.
- Плоскостная технология. В этом случае отдельно изготавливаются все комплектующие части конструкции. В их перечень входят стены, пол и потолок, элементы кровли. После из них формируются транспортные пакеты (транспаки), которые доставляются на строительную площадку. Здесь по месту установки происходит полная сборка всех частей в единую конструкцию, её подключение к внешним инженерным сетям и сдача объекта в эксплуатацию.
Серьёзным преимуществом подобного метода считается простота транспортировки. Для неё подходит практически любой грузовой автомобиль, обладающий нужной грузоподъёмностью.
Недостатки же вытекают из ряда требований к количеству рабочих и специалистов для сборки и монтажа; необходимостью учитывать погодные условия; затрачиваемым временем.
- Вагончики, изготовленные по каркасной технологии. Основу конструкции составляют верхняя и нижняя рамы (в дальнейшем на них монтируется половое покрытие и потолок), соединённые друг с другом посредством вертикальных стоек. Опоры располагают по всей длине с шагом от 0,5 до 1,2 м. В рамы устанавливают промежуточные лаги из деревянного бруса. Каркас выполняет несущую функцию, являясь основным силовым элементом конструкции вагончика. На него крепятся стеновые ограждения, пол и крыша постройки. Одновременно с этим производится монтаж всех внутренних линий: электроснабжения, водопровода, канализации, вентиляции, если они предусмотрены проектной документацией.
Существует несколько различных подходов к количеству вертикальных стоек. Если требуется установить в жилой вагончик, например, большое панорамное окно или широкую раздвижную дверь, столбы из бруса можно не монтировать, оставляя свободное место для оконного проёма.
Готовые бытовки отличаются лучшими характеристиками и надёжностью. Они собираются в стационарных заводских условиях, где есть возможность применения высокоточных станков и инструментов. Здесь также присутствует постоянный контроль качества производимых работ. Поскольку все детали должны быть стандартизированы в рамках одного проекта или в более крупных масштабах (для больших предприятий), достигается экономия затрачиваемого сырья, снижается экологическая нагрузка, оптимизируется стоимость продукции.
Отдельно стоит упомянуть о ремонтопригодности таких вагончиков. Поскольку все внешние части крепятся на каркасе, их можно при необходимости заменить или же подвергнуть реставрации. Подобной возможности в случае с конструкцией из плоскостных элементов не существует.
Определённую сложность составляет транспортировка готовых вагончиков на строительную площадку. Для этого требуется привлечение большегрузных тягачей с платформой и, что особенно важно, хорошо развитая дорожная инфраструктура в месте разгрузки, чтобы обеспечить автомобилям возможность свободного манёвра.
Но есть и неоспоримое преимущество, перевешивающее все негативные моменты перевозки. Речь идёт о скорости сборочных работ. Стандартный вагончик устанавливается на подготовленную площадку всего за несколько часов при участии 2-3 рабочих. Полный же цикл – от монтажа до подключения внешних коммуникаций и приёмки в эксплуатацию – занимает не более одного дня.
Деревянный вагончик
Пожалуй, наиболее популярный способ постройки бытовок из-за простоты конструкции, доступности и возможности производить работы своими руками. При этом не требуется обладать какими-то специфическими навыками (например, опытом в электросварке), а необходимые инструменты имеются в распоряжении каждого хозяина.
Основное преимущество – это экологичность и использование в постройке деревянного вагончика натуральных материалов. Многие люди ставят эти вопросы на первое место, что и обеспечивает продукту лидирующие позиции на рынке уже довольно-таки длительное время.
Бытовки могут возводиться непосредственно на площадке (в том числе и своими руками) или же приобретаться в готовом виде (каркасном и бескаркасном), доставляться на участок и монтироваться. Промышленные образцы, как правило, изготавливаются в стандартном размере (ДШВ) 6 х 2,45 х 2,45 м. Это вызвано спецификой производства и транспортными нормативами. Построенные самостоятельно вагончики никакими техническими ограничениями не обременяются.
Ставить деревянную бытовку прямо на землю можно, но подобный способ не рекомендуется профессионалами. Даже обработанная антисептиком древесина всё равно достаточно быстро под влиянием влаги начинает портиться и гнить. Установка такого строения предусматривает постройку фундамента. Он может быть любого вида: сборный или монолитный ленточный, свайный или столбчатый. Рекомендованная высота над уровнем земли – от 20 см. Это позволит обеспечить нормальную циркуляцию воздуха под вагончиком и будет способствовать его сохранности в течение длительного времени. Для сезонной установки можно использовать подкладки из железобетонных блоков или бруса. Они размещаются под углами и посередине длинных стен. Но оставлять в таком виде постройку на осенне-зимний период не стоит.
Преимущества деревянной бытовки: невысокая цена, простота обслуживания и ремонта, способность производить работы своими руками, не привлекая сторонних специалистов.
Недостатки: необходимость ежегодно заниматься профилактическими мероприятиями, пропитывать антисептиками от гниения, насекомых, грызунов; пожарная опасность; невозможность демонтажа конструкции с сохранением целостности её частей.
Металлический вагончик
Бытовки из металла – это привычный атрибут строительной инфраструктуры. Но за последнее десятилетие в технологии производства произошли кардинальные изменения, приведшие к появлению на рынке множества моделей с хорошим дизайном и широкой линейкой сферы применения. Железные вагончики стали использоваться в качестве жилых помещений, для организации работы сервисных и производственных центров. В недавние кризисные годы, когда многие отрасли уступили позиции, эта ниша сумела не только удержать рынок на прежнем уровне, но даже немножко подрасти.
Причиной такого успеха считается безусловная универсальность металлических конструкций. Они могут использоваться как в качестве отдельной секции, так и в составе модульных быстровозводимых зданий. К тому же, легко демонтируются, не теряя при этом своих эксплуатационных свойств. Все изделия разделены на две почти что равнозначные группы.
Вагончики с металлическими ограждениями
Отличительной чертой таких бытовок является установка стеновых ограждений из железного листа – гладкого или профилированного. Он имеет небольшой вес, длительный срок службы и хорошие эксплуатационные качества. В виде жилых помещений подобные вагончики используются только в тёплое время года. Чаще всего они применяются в роли сезонных складов, гаражей, дровников, сараев, мастерских. На строительных и промышленных объектах в них могут устанавливаться различные агрегаты и механизмы: генераторы, насосные станции и другие.
Благодаря незначительной общей массе железные бытовки не притязательны к фундаменту. Для них подойдёт любая форма основания, позволяющая нижней раме не соприкасаться с землёй.
В некоторых случаях железные конструкции подвергают утеплению. Для этого все промежуточные деревянные стойки убирают (в тех моделях, где они есть) и поверх металла накладывают гидроизоляцию. Затем опоры возвращают на место; ставят утеплитель (например, минеральную вату); крепят пароизолирующую мембрану; монтируют внутренние отделочные панели. Аналогичные действия производят с полом и потолком. Однако, гораздо более удачным вариантом будет приобретение бытовки, специально изготовленной для круглогодичного использования.
Вагончик из сэндвич-панелей
Строительный элемент с трёхслойной структурой, у которого с внешних сторон находится жёсткий листовой материал (профнастил, композит или ОСП), а между ними установлена утеплительная прослойка из полипропилена, пенополиуретана или, в бюджетном варианте, базальтовой ваты. Такие панели могут использоваться в виде стен для железных вагончиков, выполняя одновременно и роль ограждения, и задачу качественного утепления помещения.
Сэндвич-панели легко монтируются, экологически безопасны для окружающей среды и человека, в ряде случаев позволяют не заниматься дополнительной внешней отделкой вагончика, устойчивы при контакте с агрессивными химическими соединениями и биологическими опасностями (плесень или грибок).
Однако присутствуют и негативные моменты. В первую очередь это касается слабых несущих качеств – на стены из сэндвич-панелей нельзя крепить дополнительное оборудование. При непрофессиональном монтаже могут возникать т.н. «мостики холода».
У всех металлических вагончиков (из профлиста или сэндвич-панелей) есть один общий недостаток. Они подвержены «барабанному эффекту», возникающему во время дождя или града. Чтобы бороться с этим явлением, необходимо устанавливать железные бытовки в защищённых местах или же использовать отделочные панели.