производство модульных
зданий и блок контейнеров
Фундамент под вагончик: рассматриваем подходящие варианты
Хотя практически любую бытовку можно поставить на голую землю, но такой метод используется только в случае абсолютно кратковременной установки. Влага, механические деформации и насекомые очень быстро приводят к повреждениям нижней части рамы, которая начинает гнить, обрастает очагами коррозии и приходит если не в полную негодность, то требует серьёзного ремонта. Специально построенный фундамент под вагончик целиком решает эту проблему. Он может быть выполнен по любой технологии и, в некоторых примерах, возводится за совсем короткий отрезок времени.
Типы вагончиков, материалы и различия в их конструкции
Популярные модели бытовок представляются всего в двух видах.
- Деревянные. Выполняются целиком из пиломатериалов. Могут иметь несущие стены или же в основании лежит каркасная система. Различие между технологиями заключается в том, что в первом случае строение, наподобие конструктора, собирается из готовых панелей без дополнительных элементов. Стены такой бытовки выполняют не только роль ограждений, но и несут самостоятельную поддерживающую функцию. Второй способ предполагает первоначальную установку каркаса, на который в дальнейшем крепятся все остальные элементы. Плюсом такого метода строительства является его экологичность и натуральность. Минус заключается в слабой мобильности (постройку практически невозможно демонтировать для транспортировки без потери целостности частей) и необходимости регулярно заниматься профилактикой древесины. Требуется обрабатывать материал различными специфическими составами, предохраняющими его от гниения, расселения насекомых, придающих огнезащитные свойства.
- Металлические конструкции. Здесь также встречаются сборные домики с несущими стенами, но более распространена и привычна каркасная модель. Популярность она приобрела за счёт своих несомненных монтажно-эксплуатационных качеств. В отличие от деревянного аналога, железная бытовка целиком собирается на предприятии-изготовителе (стадия готовности составляет 90% и более) и в таком виде доставляется на строительную площадку. Здесь остаётся только установить конструкцию на заранее оборудованный фундамент и подключить к внешним инженерным сетям. Весь процесс занимает всего несколько часов, а выполняют его 2-3 человека. Профилактика, ремонт и поддержание работоспособности металлической бытовки намного проще, а в случае необходимости она снимается с основания и перевозится на новое место целиком. При этом сохраняется целостность конструкции, позволяющая без ограничений снова использовать все технические качества изделия.
Строение железного вагончика с несущим основанием отличается простотой и практичностью. Почти любая его часть может быть отремонтирована или заменена.
- Каркас строится из швеллера и уголка. Верхняя и нижняя рамы служат базой для потолка и пола, а на соединяющие их вертикальные стойки монтируются панели ограждения.
- Обязательным является требование устанавливать поддерживающие опоры по углам конструкции. В промежуточном положении с шагом от 0,5 до 1,2 м могут ставиться дополнительные элементы. В ряде случаев их отсутствие обосновано необходимостью, например, использовать в проекте широкие панорамные окна от пола до потолка.
- В зависимости от требований стойки могут устанавливаться изолировано или же соединяться друг с другом крестовой или раскосной решёткой. В последнем случае они лучше компенсируют возникающие динамические нагрузки, распределяя их по двум осям.
- В качестве материала для стен в металлических вагончиках применяется профлист («холодный» вариант) или же трёхслойные сэндвич-панели с утеплителем.
- Внешняя отделка обычно производится только частными владельцами. Они более придирчивы к дизайну и скрывают железные листы под декоративными панелями из натуральных материалов или ПВХ.
- В типовом проекте предполагается установка плоской крыши. Но для индивидуальных заказов ограничений в этой части не существует. Может быть изготовлена практически любая необходимая конфигурация: одно- или двускатная, мансардная, вальмовая, разноуровневая и другие. Это, чаще всего, находит применение в тех случаях, когда устанавливается несколько вагончиков, образующих единое строение.
В целом же, приобретение железной бытовки имеет существенные плюсы. Постройка сразу же пригодна к заселению; характеризуется высоким качеством и долговечностью; проста в эксплуатации и ремонте; может быть демонтирована и перемещена на новое место. Сложность доставляет только перевозка изделия, требующая подходящего тягача с платформой и хорошего состояния дорожной инфраструктуры. Но эта операция всегда осуществляется специализированными транспортными компаниями или непосредственно фирмой-изготовителем и потому проходит без особых проблем.
Единственной заботой покупателя в таком сценарии будет лишь подготовить площадку, на которой предполагается установка вагончика. Здесь необходимо рассмотреть несколько вариантов.
Виды фундаментов, использующиеся для установки вагончиков
Поскольку мобильные здания (к этой категории относятся все металлические бытовки) не имеют большого веса и не создают значительной нагрузки на земляное основание, для них подходит буквально любой вид фундамента. Пристальное внимание в этом вопросе придётся уделять физическим характеристикам почвы, глубине её промерзания и уровню грунтовых вод.
Поверхностное размещение без земляных работ
Простейший способ, идеально подходящий для краткосрочной установки блок-контейнера на площадке. Требует очень мало времени и использования подручных материалов, имеющихся в любом хозяйстве.
- Территория выравнивается и очищается от растительности. Земля трамбуется и уплотняется, чтобы избежать её проседания в результате действия массы постройки.
- В качестве подкладок используются бетонные блоки, кирпичи или даже деревянный брус. Необходимо организовать по три точки опоры с каждой стороны, равномерно распределяя нагрузку.
- Желательно приподнять поверхностный фундамент на высоту 25-30 см, чтобы под днищем бытовки мог свободно циркулировать воздух.
После этих несложных подготовительных действий блок-контейнер устанавливается на подкладки. Затем проверяется его устойчивость. В случае, если одна из опор провалилась, её следует поправить, обеспечив равномерное поддерживание конструкции.
К подобному приёму часто прибегают на строительных объектах, когда организуют инфраструктуру временного рабочего посёлка. Но для длительной эксплуатации, особенно затрагивающей осенне-весенний период, обращаться к этой технологии не стоит. В результате дождей почва размывается, точечные просадки грунта неизбежны.
В качестве альтернативы рассматривается установка готовой бетонной плиты и монтаж на ней вагончика. В этом случае также можно сделать дополнительные опоры или же использовать в виде подложки гидроизолирующий материал (например, рубероид). На такой основе блок-контейнер без всяких опасений может функционировать круглогодично.
Заливной плитный фундамент
Одну из разновидностей этого типа фундаментов – сборную – мы уже рассмотрели в разделе поверхностных оснований. Вторая часть технологии предполагает заливку плиты, что гораздо дольше, сложнее и дороже. Заниматься ей следует только в том случае, если речь идёт об установке нескольких вагончиков (модульного дома) или же в перспективе площадка будет использоваться для возведения капитальной постройки. Подходит для любых почв (даже подвижных и слабонесущих), выдерживает нагрузку многоэтажного здания, хорошо сопротивляется внешним физическим воздействиям.
- Котлован по всей площади выкапывается на глубину, учитывающую массу конструкции, уровень промерзания и подъёма грунтовых вод. Для лёгкого вагончика или даже небольшого каменного дома вполне достаточно общей высоты подземной и наземной части 25-30 см. При этом под землёй должно находиться не менее 10 см.
- На дно укладывается геотекстиль, затем песок и щебень, гидроизоляция и утеплитель (если в последнем есть необходимость). Такой слоёный пирог защищает основание от размывания грунтовыми водами и не даёт образовываться пустотам.
- На расчётную высоту устанавливается и изолируется от протечек опалубка.
- Создаётся армированная конструкция из металлических элементов.
- Плита заливается в один приём с выравниванием по маякам.
- Смесь вибрируют, удаляя из её толщины излишки воздуха.
Несомненные плюсы такого вида фундамента – его прочность, надёжность, устойчивость и длительный срок эксплуатации. Кроме того, по ряду параметров здесь требуется меньше трудозатрат, благодаря небольшому заглублению и отсутствию необходимости действовать с помощью строительных механизмов.
К отрицательным сторонам относят потерю времени – бетон созревает и набирает положенную прочность. Кроме того, под заливным фундаментом сложно сделать подвал (погреб); коммуникации (подводка электричества, водоснабжения, канализации) должны быть подготовлены и выведены из котлована в защитных кожухах заблаговременно. Также остаётся риск деформации, промерзания, и возникают сложности с ремонтом или реконструкцией в случае повреждения плиты. Но если во время постройки соблюдена технология и использована смесь нужной марки – проблем с дальнейшей эксплуатацией ожидать не приходится.
Ленточное основание для вагончика
Разновидность фундамента, которая предполагает несколько способов реализации. В результате строительства формируется лента, проходящая по периметру бытовки и – если необходимо – под разделяющими комнаты стенами. Благодаря ограниченным габаритам одинарной секции (ДШВ) 6х2,45х2,45 м объём работ получается небольшой и произвести их можно самостоятельно. Последнее существенно снижает стоимость всего проекта.
Заливная лента
- На дне траншеи (глубина 50-70 см) трамбуется песчано-гравийная подложка и накрывается гидроизоляцией.
- Из досок или других пиломатериалов создаётся опалубка. Её стенки изнутри закрываются полиэтиленовой плёнкой, чтобы бетон не отдавал древесине влагу и набирал требуемую прочность.
- Формируется каркас из арматуры.
- В один день заливается бетонный раствор. Он должен равномерно распределиться по траншее, затекая во все скрытые полости внизу под арматурой и целиком покрывая её сверху.
- Производится уплотнение смеси вибратором.
Залитый фундамент накрывают плёнкой, препятствующей быстрому испарению влаги. В тёплую погоду поливают водой 2-4 раза в сутки в течение 7-10 дней. Спустя неделю можно приступать к дальнейшим действиям над лентой. Её стенки обрабатывают водонепроницаемым составом, а поверх укладывают гидроизолирующий рулонный слой, чтобы защитить нижнюю часть каркаса вагончика от влаги.
Допускается заменять опалубку ограждением из пенополистирола. Он выполняет функцию утеплителя фундамента и не нуждается в гидроизоляции.
Общая защита всего основания осуществляется при помощи профилированной мембраны. Она предохраняет поверхности от механического воздействия.
Сборная лента
Отличие технологии состоит в использовании фундаментных блоков, заменяющих «грязные» бетонные работы. В остальном сохраняется порядок действий, аналогичный заливной конструкции.
Несомненным плюсом ленточного фундамента является возможность обустройства подвала или погреба. Стенами для них служит ограждение подземной части, что существенно упрощает работу.
Сваи и столбики
Два несложных способа быстро и без лишних затрат самостоятельно сделать фундамент под любой вагончик. Для этого не потребуются длительные «мокрые» процессы, заливка бетона и ожидание набора им нужной твёрдости. Свайная и столбиковая технологии подходят почти что для всех типов грунта и могут использоваться в любых климатических зонах. Кроме того, с их помощью можно устанавливать бытовку на площадках с покатым склоном, регулируя выравнивание конструкции за счёт высоты надземной части опор.
Набивные сваи
- В качестве основания берётся пластиковая или асбестовая труба диаметром 100-200 мм или чуть больше.
- По периметру с шагом 1 м выкапываются узкие ямы под выбранную трубу. Их глубина зависит от подземных вод и промерзания, хотя для лёгкой постройки вполне достаточно 70 см.
- На дно засыпают подушку из песка и щебня (до 15 см) и уплотняют её.
- Подготовленные отрезки труб расставляют по ямам, выравнивают и снаружи обсыпают щебнем и песком. Можно залить промежуток бетоном.
- При помощи гидроуровня выравнивают верхние части стоек и, если нужно, отрезают с них лишнее при помощи ручной ножовки или болгарки.
- Во внутренние полости труб опускают армирующий элемент, связанный из 3-4 железных прутьев.
- Заливают бетон и удаляют лишний воздух.
Для крепления ростверка во влажный бетон заглубляют железную шпильку. В дальнейшем она будет держать нижний периметр, служащий основанием для монтажа вагончика.
Технология набивных свай предполагает несколько вариантов создания. Например, вместо труб можно использовать свёрнутый в широкий рулон отрезок кровельного материала (рубероид и ему подобные). Это также позволит сделать прочную и надёжную опору, которая без труда выдержит вес железной бытовки.
Столбчатый фундамент
Вместо труб в нём используются составные строительные материалы: кирпич или блоки. Они выставляются в яму четырёхугольником с полой внутренней частью и соединяются при помощи цемента, поднимаясь на расчётную высоту над уровнем земли. Для укрепления внутрь может заливаться бетон, хотя в данной технологии для металлического вагончика это не является обязательным условием. Конструкция столбиков менее подвержена деформации из-за пучения грунта. Поэтому её так же часто, как и сваи, используют для монтажа бытовок.