производство модульных
зданий и блок контейнеров
Утепление вагончика: порядок действий
Для того, чтобы бытовку можно было использовать круглогодично, придётся произвести её ревизию и, возможно, осуществить некоторые изменения. Чаще всего в данном контексте рассматривается только один пункт, касающийся утепления вагончика. Хотя на самом деле речь должна идти о целом комплексе мероприятий, также включающих монтаж отопительных приборов и вентиляции.
Конструкция вагончика
Любая бытовка может быть выполнена в двух вариантах: из дерева или металла.
- Деревянные постройки популярны из-за своей экологической чистоты за счёт использования в них натуральных материалов и относительной простоты. Частные владельцы на загородных участках нередко возводят их своими руками, не привлекая к делу профессиональных строителей. К отрицательным сторонам данного способа можно отнести необходимость регулярно производить обработку древесины специальными средствами от гниения, распространения насекомых и вредителей, пожарную опасность. Переместить такой вагончик на новое место практически невозможно, не повредив целостность его частей.
- Металлические конструкции на базе стандартных блок-контейнеров. Очень популярный вариант для использования как в личном хозяйстве, так и в промышленных или коммерческих целях. Вагончик из железа характеризует длительный срок службы, простота эксплуатации и ремонтопригодность, короткий период монтажа. И, кроме того, отличное качество. Оно достигается за счёт высокого уровня префабрикации (переноса большинства сборочных процессов в заводские условия). Бытовка целиком изготавливается на предприятии, а затем доставляется на строительную площадку в стадии готовности 90% и более. Следующий плюс заключается в возможности в любое время демонтировать постройку и транспортировать её на новое место. При этом вагончик целиком сохраняет первоначальные качества. Он может быть немедленно, после монтажа и подключения внешних коммуникаций, принят в эксплуатацию.
Нередко встречается комбинированная конструкция, в силовых частях которой используется и металл, и деревянные элементы. В частности, из бруса делаются промежуточные вертикальные стойки каркаса, перемычки пола и потолка. На них в дальнейшем крепятся ограждения стен, настилаются черновые покрытия. Немаловажно, что в таком варианте гораздо легче заниматься утеплением вагончика, поскольку с древесиной намного удобнее работать.
Традиционно выпускается несколько видов бытовок, вагончиков и блок-контейнеров. Те из них, которые предназначены для постоянного проживания или нахождения людей (жилые, административно-бытовые), изначально проектируются в утеплённом варианте. Роль стеновых ограждений выполняют трёхслойные сэндвич-панели, имеющие в своей конструкции минеральную вату или пенополистирол.
Дополнительное утепление чаще всего требуется в тех случаях, когда речь идёт о перепрофилировании вагончика – приспособление, например, неотапливаемого складского блок-контейнера для целей проживания. Подобные модели первоначально комплектуются стенами из металлического листа. В таком помещении летом жарко, а зимой холодно и они совершенно непригодны для постоянного нахождения в них людей.
Порядок действий
Несмотря на некоторые объективные сложности, связанные с железной конструкцией, организовать утепление можно практически в любом вагончике.
- Первым делом произвести ревизию состояния бытовки. Необходимо проверить все её металлические части на предмет возникновения коррозии, целостности защитного слоя цинка, краски и мастики.
- Места соединения деталей силового каркаса не должны иметь дефектов.
- Электропроводка подготавливается для вывода наружу. Не рекомендуется оставлять провода в скрытых полостях утепления, где к ним не будет свободного доступа.
- Заранее продумываются линии прохождения вспомогательных коммуникаций: водоснабжения, канализации, связи, вентиляции (если они планируются к установке).
Нередко процесс утепления на практике касается только стен, что является совершенно неприемлемым условием. Необходимо одновременно произвести такие же работы с полом и потолком, добиваясь максимально положительного результата от приложенных усилий.
Материалы
Несмотря на разнообразие предложений на рынке утеплителей, в вагончиках чаще всего применяется только несколько их видов.
- Минеральная вата. Существуют разновидности стеклянной, каменной и шлаковой ваты. Они, по сути, имеют одинаковые свойства теплопроводности и защиты от шума, а различаются используемым в производстве сырьём.
- Стекловата делается из смеси доломита, известняка, песка и соды, являющихся традиционными компонентами стекла. Расплав под действием высокой температуры превращается в тонкие нити, из которых в дальнейшем формируется стеклополимерная масса. В качестве утеплителя этот материал представляется крайне привлекательным за счёт своей низкой стоимости (до 80% продукции изготавливается из боя стекла). Но поскольку известны риски для здоровья людей, в жилых помещениях этот утеплитель использовать не рекомендуется.
- Каменная вата. Технология основана на обработке в печи при высокой температуре (до 15000С) габбро-базальтового расплава. Эту разновидность часто называют «базальтовой». В качестве связующего компонента выступают композиты, бентонитовые глины, битумные или синтетические материалы.
- В производстве шлаковой ваты используется расплав доменных шлаков – отходов любого металлургического процесса.
Все виды минеральной ваты отличаются устойчивостью к огню, длительным сроком эксплуатации и относительно невысокой стоимостью. Применяются для утепления стен, пола, потолка, перегородок, изоляции коммуникаций. Важно знать, что при намокании материал теряет часть своих теплосберегающих качеств. Ещё одна характерная деталь – минеральная вата может стать объектом интереса для грызунов. Поэтому при использовании её для утепления жилого вагончика следует позаботиться о защите в виде металлической сетки с мелкими ячейками или просто заделать торцы соответствующим профилем.
- Пенопласт. По своей популярности он нисколько не уступает минеральной вате, хотя и считается менее удобным в работе за счёт жёсткой формы плит. Представляется в виде вспененной под воздействием газа массы изолированных друг от друга ячеек. Исходным сырьём служат пластмассы (полимеры). Из них получают самые распространённые виды пенопластов: полиуретановые, полистирольные, поливинилхлоридные и другие.
Несмотря на высокие качества в виде утеплителя, материал обладает и рядом отрицательных свойств, которые необходимо учитывать при его выборе. Он способен разрушаться при контакте с некоторыми техническими жидкостями и краской; шероховатая поверхность служит отличным местом для жизни различных видов грибков, плесени, микроорганизмов; при горении выделяет опасные для здоровья отравляющие вещества.
- Пеноплекс (разновидность пенопласта). Разница имеется на конечной стадии формирования продукта. Расплавленная масса обогащается присадками и далее переходит в экструдер, где под воздействием горячего пара превращается в однородную субстанцию. В результате получаются плиты, которые обладают меньшей поглощаемостью воды, отличаются лучшим теплосбережением, имеют более высокие показатели плотности и сопротивляемости сжатию. Немаловажно, что пеноплекс не поддерживает горения. Когда локализуется источник огня, материал не продолжает самостоятельного разрушения.
Основной минус этого утеплителя (по сравнению с пенопластом) только один – он несколько дороже, чем конкурент.
- Жидкая теплоизоляция. Наиболее современный способ утепления вагончика. Речь о многокомпонентных полимерных смесях, похожих на обычную монтажную пену, распыляемую из баллона, расширяющуюся и заполняющую даже совсем небольшие полости. Обладает высокой паропроницаемостью (пропускает влагу и не даёт образовываться конденсату), отличной теплоизоляцией (слой в 5 см равнозначен 12,5 см минеральной ваты). Хорошо держится на любых поверхностях, не привлекателен для грызунов. При горении не выделяет в атмосферу вредных веществ и не поддерживает распространение огня. Существует несколько разновидностей жидкой теплоизоляции, имеющих индивидуальные свойства и требования к порядку проведения работ.
Известны две основные претензии к этой категории материалов. Во-первых, их высокая стоимость. Во-вторых, необходимость применять специальное оборудование, что исключает возможность самостоятельного утепления вагончика подобным способом.
Работы по утеплению вагончика
Общим требованием для всех этапов будет ревизия состояния металлических и деревянных частей конструкции, и их ремонт или профилактика (в случае необходимости). Поверхности должны быть чистыми, не иметь очагов гнили или коррозии, обязательно покрыты защитным слоем краски (мастики). Только выполнив данные условия, можно приступать непосредственно к утеплительным работам.
Пол
Первым делом следует демонтировать лаги – промежуточные деревянные переборки рамы.
- Нижняя часть застилается гидроизолирующим полотном. В этой роли может выступать обычная полиэтиленовая плёнка, которую используют на дачах для устройства теплиц и парников.
- Деревянные лаги обрабатываются антисептиком от гниения и насекомых, а затем устанавливаются на положенные места. Важно обратить внимание на их горизонтальную ровность по верхнему краю, чтобы не допустить изгиба финишного полового покрытия.
- Промежутки между брусьями плотно заполняются утеплителем. Лучше всего подходит минеральная вата в плитах. Она достаточно мягкая и упругая, легко разрезается и ей удобно работать.
- Сверху на скобы крепится влагозащитная мембрана.
Заключительным слоем устанавливается черновой пол. Его делают из досок или ОСП. Необходимо оставлять небольшой зазор по периметру (10-15 мм), чтобы компенсировать возможную деформацию конструкции во время монтажа (демонтажа) или расширение материала в результате температурных воздействий и влаги.
Потолок
Работы по утеплению потолка вагончика производятся аналогично действиям с полом, только в противоположном направлении. Крепится гидроизоляция, которая прижимается к крыше деревянным брусом. В промежутки помещается утеплитель. В данном случае лучше себя показывает пенопласт или пенополистирол. Плиты можно точечно закрепить на небольшое количество клей-пены, чтобы они не выпадали во время работы. Затем идёт влагозащитный слой и потолочное покрытие. Допускается сразу же использовать панели чистового потолка (например, вагонку или полимерный сайдинг), без монтажа подложки. На теплосбережение внутри помещения это никак не повлияет.
Стены
Заключительным этапом производится утепление стеновых ограждений. Если в них сделаны технологические отверстия для ввода коммуникаций (вода, канализация и другие) – эти места отдельно уплотняются и герметизируются.
- Деревянные части обрабатываются антисептическими и противогрибковыми составами.
- Желательно, чтобы шаг обрешётки учитывал ширину используемого утеплителя. Тогда будет меньше работы по его плотной подгонке в нишах.
- Устанавливается минеральная вата, пенопласт или пеноплекс.
- Монтируется влагозащита.
- Ставятся панели черновых стен или непосредственно декоративные покрытия.
Второй способ предполагает внешнее утепление вагончика. В определённых случаях это даже будет предпочтительнее, поскольку точка росы (место, на котором под воздействием температуры воздуха начинается образование конденсата) окажется с наружной стороны бытовки.
- Стена очищается от грязи, а повреждения защитного слоя ремонтируются.
- Крепится пароизоляция из полиэтилена или материалов с фольгированной основой.
- Устанавливается деревянная обрешётка с шагом, соответствующим ширине утеплителя.
- Монтируется минеральная вата или другой утеплитель. Для круглогодичного проживания лучше всего воспользоваться 20-сантиметровым слоем.
- Поверх накладывается гидроизолирующая мембрана. Она предотвращает намокание утеплителя и способствует сохранению им эксплуатационных качеств.
Финишную отделку фасада производят натуральным деревом (блок-хаус, вагонка) или пластиковыми панелями, сайдингом, другими аналогичными моделями. Последний способ даже лучше, поскольку эти материалы не нуждаются в дополнительной обработке, долго сохраняют привлекательный внешний вид и просты в установке.