Перейти к основному содержанию
Смотреть все

Вентиляция в вагончике: рассматриваем разные способы

Изготовленные на базе стандартных блок-контейнеров металлические бытовки используются как для хранения материалов, так и в качестве жилых помещений. Они приобрели широкую популярность благодаря своей прочности и практичности. О достоинствах подобных конструкций многое уже сказано, но существуют и некоторые технические моменты, зачастую остающиеся за скобками обсуждения. К ним, в частности, относится вентиляция в вагончике, наличию которой пользователями оборудования не уделяется должного внимания. Остановимся на важности этой проблемы и найдём её наилучшее решение.

Почему именно вагончики нуждаются в вентиляции

Чтобы разобраться в поставленном вопросе, придётся обратиться к схеме производственного процесса и используемым для постройки бытовки материалам, основным из которых выступает металл. Из железа делается большая часть конструкции: каркас, стеновые ограждения, крыша. Плюс, наличие пластиковых окон и, в определённых случаях, декоративная отделка из ПВХ-панелей. Все они обладают прекрасными эксплуатационными качествами, но имеют одну общую особенность – не пропускают внутрь помещения свежий воздух. Современный вагончик представляет из себя изолированное пространство, практически герметично отгороженное от внешнего мира.

Проблема возникает из-за того, что весь технологический процесс опирается на использование высокоточного оборудования. Благодаря его применению достигается отличное качество изделий; снижается уровень образующихся отходов и, соответственно, экологическая нагрузка; появляется возможность добиваться экономии материалов и оптимизировать стоимость производства. Единственное, на что стоит обращать внимание при оценке столь мощных достоинств – это на побочный эффект в виде дефицита свежего воздуха в большинстве бюджетных моделей вагончиков. Система вентиляции в них попросту отсутствует. Именно из-за этого обстоятельства нередко приходится слышать критические замечания о том, что в металлических бытовках трудно дышать, а воздух в них всегда тяжёлый и несвежий.

Бытует мнение, что вопрос вентиляции остро встаёт лишь в том случае, когда речь идёт о постоянном нахождении внутри помещения людей. Особенно, в отапливаемых жилых блок-контейнерах с круглогодичным проживанием. Дескать, если вагончик используется в качестве вспомогательной постройки (сарай, мастерская, гараж) или же в нём расположен склад – актуальность вопроса несколько снижается. Но и это суждение ошибочно.

Для чего нужна вентиляция в помещении

Систематическая циркуляция воздуха – это обязательное условие для создания комфортного микроклимата, поддержания здоровья людей и, немаловажно, сохранности материалов, из которых изготовлена вся конструкция.

  1. Приток свежего воздуха способствует обогащению кислородом. Его недостаток становится причиной головных болей, повышению утомляемости, снижению внимания и концентрации, вызывает сонливость, может стать поводом для депрессии и стресса.
  2. При отсутствии вентиляции загрязняющие вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не удаляются из помещения. Если вагончик используется в производственных целях или же отапливается, в нём работает кухня и готовится пища – к этому добавляются разнообразные биологические загрязнители, дым, запах, пыль и повышенный риск концентрации опасных для здоровья углекислого или угарного газа.
  3. Отсутствие вентиляции приводит к нарушению баланса влажности. При её высоком уровне активно развиваются болезнетворные бактерии, колонии грибков. Их нередко называют обобщающим названием плесень. Распространение этих опасных микроскопических спор происходит по воздуху, а наиболее подходящими условиями для существования является температура от 20 градусов и выше, и относительная влажность на уровне 90%. При нахождении в невентилируемом помещении с подобными параметрами может появляться кашель, начинается аллергия, кровотечения из носа, расстройство желудка. А в запущенных случаях отсутствие надлежащей циркуляции воздуха и грибковые инвазии становятся причиной поражения лёгких, почек, астматических проявлений.

Заключительным аспектом необходимости оборудовать любой вагончик (жилой или подсобный) системой вентиляции – это продление срока его службы и надлежащая сохранность материалов, из которых сделана бытовка.

  • Повышенная влажность способствует образованию гнили на деревянных поверхностях и коррозии на металлических деталях. 
  • При чересчур сухом воздухе древесина рассыхается и трескается.

В любом случае, результатом неправильного воздухообмена будут структурные изменения в конструктивных материалах, из которого сделан вагончик.

Разные способы вентилирования помещений

Задача состоит в том, чтобы организовать поступление внешнего свежего воздуха внутрь вагончика. Причины, по которым следует заниматься этим вопросом, мы рассмотрели выше, а теперь обратимся к приёмам, способным решить нужную задачу.

  • Естественная вентиляция – самый простой вариант, не требующий дополнительных усилий и финансовых вложений. В его природе лежит пассивное вытеснение внутреннего воздуха за счёт физической организации притока воздушных масс с улицы. Это могут быть открытые двери и окна и другие запланированные (регулируемые или нерегулируемые) технологические отверстия. Таким приёмом часто пользуются в быту, но он имеет существенный недостаток. Следует организовывать проветривание регулярно, невзирая на время суток и природные аномалии (например, при дожде или сильном ветре). 
  • Механическая вентиляция – принудительное нагнетание наружных воздушных масс в помещение посредством работы специальных устройств. Здесь рассматриваются вытяжные и приточные вентиляторы, оборудование для обогрева или охлаждения. В первом случае циркуляция происходит за счёт регулируемого разрежения воздуха. Природа второго способа обусловлена физическими процессами, при которых тёплые воздушные массы стремятся вверх и попадают в специальные вентиляционные каналы, отводящие их за пределы вагончика.
  • Максимальная эффективность достигается посредством третьего – комбинированного – способа. В нём сочетаются приёмы естественной и искусственной вентиляции помещений.

Также существуют различия по типам применяемых систем:

  1. Вытяжная только удаляет использованный воздух из помещения. Его замещение производится естественным способом.
  2. Приточная подаёт уличный воздух внутрь. Такие устройства часто имеют вспомогательную функциональную нагрузку. Например, они очищают поступающую извне массу воздуха, могут её подогревать (это особенно удобно в зимний сезон), увлажняют.

Также существует объединённый, приточно-вытяжной, тип вентиляции.

Сам воздухообмен подразделяется на внутренний и внешний. При внутреннем вытяжка пропускает воздушный столб через фильтрующие элементы и оставляет очищенную массу внутри помещений. Внешний просто удаляет её наружу через систему воздуховодов. Типичным представителем этой группы является хорошо известная кухонная вытяжка.

Приточно-вытяжная вентиляция

Устройства для вентиляции

Существует несколько достаточно недорогих и распространённых приборов, с помощью которых можно организовать элементарную циркуляцию воздуха внутри вагончика.

  1. Осевой вентилятор. Его устанавливают в специально подготовленные для этого отверстия в стене или же применяют в настольном (напольном) виде. В первом варианте лопасти захватывают воздух в соответствии с направлением своего движения и выталкивают его из помещения наружу. Таким образом работает несложная схема вытяжной вентиляции, удаляющей использованную воздушную массу из вагончика. Её несомненным плюсом является простота, а минусом будет невысокая эффективность и издаваемый прибором шум. Что касается второго способа, то здесь речь идёт только о циркуляции воздуха внутри бытовки. Никакого удаления его наружу не предусматривается. Но за счёт движения воздушных масс снижается уровень влажности, что также благоприятно влияет на внутренний микроклимат, здоровье людей и сохранность материалов.
  2. Различные обогреватели-отопители: водяные, масляные, электрические с нагревательным элементом. Здесь в дело вступают законы физики, предполагающие подъём тёплого воздуха и его выход через вентиляционные каналы. Все они также относятся к простейшим способам принудительной циркуляции, выталкивающей внутренний воздух наружу. Приток новых масс при этом происходит естественным путём через технологические отверстия или щели в конструкции бытовки.

Другие приёмы в вагончиках применяются крайне редко. Но даже на базе перечисленных простейших устройств можно смонтировать вполне удовлетворительную вентиляционную систему.

Как легко смонтировать вентиляцию в вагончике

Перед началом работ придётся сделать небольшие исследования, чтобы уточнить оптимальную мощность электрических устройств. Поскольку чаще всего для циркуляции воздуха применяются вентиляторы, рассмотрим пример с их участием. Для расчёта берутся следующие параметры.

  • Объём помещения. Так как максимальный размер стандартного вагончика не превышает показателей (ДШВ) 6х2,5х2,5 м, результат здесь очевиден. Но следует обратить внимание на количество комнат. Если внутри имеются сплошные перегородки, есть смысл устраивать вентиляцию в каждом из жилых отсеков. В техническом паспорте любого изделия находятся сведения о рекомендуемом изготовителем объёме пространства, обслуживаемым данной моделью вентилятора.
  • Материал, из которого выполнены двери и окна. Деревянные проёмы не имеют строгого прилегания всех деталей. В них обязательно остаются невидимые микрощели, не препятствующие проникновению внешнего воздуха. В таком случае мощность электрических приборов возможно уменьшить. А современные пластиковые изделия обладают почти что герметичным соединением. Рассчитывать, что они примут участие в воздухообмене, не приходится.

Рекомендуется следующий алгоритм работ при самостоятельном монтаже вентиляции в вагончике.

  1. Место для притока уличного воздуха определяется внизу стены (приблизительно 15 см от пола), а выход отработанных воздушных масс производится в её верхней части, в пространстве под потолком (желательно, выше человеческого роста).
  2. Если бытовка имеет внутреннее утепление, снять панели и аккуратно демонтировать часть утеплителя на тех местах, где планируется делать технологические отверстия.
  3. Вырезать отверстия в стенах. На приточную вентиляцию (в нижней части вагончика) установить решётку с фильтрующим элементом. Его роль может выполнить даже простая металлическая сетка с мелкими ячейками, но лучше воспользоваться моделями, имеющими специальные вкладки. Это необходимо для того, чтобы вместе с уличным воздухом в помещение не попадали частицы грязи.
  4. При наличии утеплителя, сделать в нём и внутренней обшивке отверстие для установки вентиляционного канала.
  5. Такую же операцию произвести под потолком для оборудования выхода отработанного воздуха. Только здесь можно не монтировать фильтр, а обойтись решётчатой защитой (металлической или пластиковой).
  6. В вагончиках без утеплительного слоя вентиляционные каналы ставить не нужно.
  7. С внешней стороны бытовки оборудовать закрывающиеся крышки, чтобы можно было на время прекратить доступ наружного воздуха.

Заключительным этапом монтажа следует поставить вентканалы и вернуть на своё место утеплитель и отделочные панели.

Для принудительной циркуляции придётся дополнительно приобрести вентиляторы для притока и (или) удаления воздушных масс. Все подобные модели находятся в закрытом коробе, который защищает механизм от попадания внутрь него посторонних предметов. Места крепления всех установленных в металлические стены элементов должны быть обработаны антикоррозийным составом и герметиком, обеспечивающим плотность прилегания частей друг к другу.

Вагончик SHEDLER
от 110500 ₽
Удобная мобильная конструкция для комфортного проживания и отдыха сотрудников предприятия.
В этой статье:

    Рекомендуем почитать

    Ремонт вагончика: какие предпринять меры
    Рассматриваем факторы, влекущие за собой неисправность вагончика, а также разбираем какие меры по ремонту стоит предпринять.
    Аренда вагончиков: основные аспекты выбора
    Разбираем на что необходимо обратить внимание при аренде вагончиков.
    Строительство вагончиков: пошаговый план
    Составляем пошаговый план действий при строительстве вагончиков, чтобы учесть все нюансы.