Перейти к основному содержанию
Смотреть все

Строительство вагончиков: пошаговый план

В некоторых случаях использование деревянной или металлической бытовки является единственным правильным решением. Такие домики очень хорошо подходят для обустройства, например, временного жилья на загородном участке, могут служить местом хранения материалов или инструментов, применяются в качестве гаражей, сараев и мастерских. Существует немало примеров, особенно в личном использовании, когда строительство вагончиков делается своими руками. Хотя для производственных или коммерческих целей лучше всего их приобретать в готовом виде. Но при любом варианте действий заказчику придётся определить размеры нужного помещения, планировку и материал, из которого будет сделана конструкция.

Конструкция вагончика

Рассматривается всего два способа строительства типовых бытовок. При этом не имеет принципиального значения, из какого материала – железа или дерева – будет собрано требуемое изделие.

  1. Бескаркасная технология предполагает отдельное изготовление всех необходимых комплектующих: стен, крыши и пола. В последствии они перевозятся на строительную площадку. Здесь, непосредственно на предназначенном для установки домика месте, производится их окончательная сборка.

Несомненным плюсом такого варианта считается простота транспортировки. Намного легче перемещать не крупногабаритные изделия, а элементы разобранного здания. Для подобных целей подходит любой автотягач с прицепом, удовлетворяющий требующимся параметрам грузоподъёмности и размера.

К минусам причисляют время строительства такого вагончика и необходимость привлечения для монтажа относительно большого количества рабочих. Всё это приводит к увеличению стоимости проекта.

  1. Конструкции на каркасе. В этом случае изделие целиком собирается на предприятии. Его комплектация и готовность к эксплуатации составляют более 90%, а время для установки одиночного модуля занимает всего несколько часов при участии 2-3 человек.

Именно такой технологией руководствуется большинство производителей вагончиков. Конструкция характеризуется повышенной прочностью. На сроки её подготовки не оказывают влияние погодные условия, поскольку все работы идут в заводских цехах.

Выбираем из чего будет каркас вагончика

Наиболее популярным материалом для постройки бытовок считается металлопрофиль. Из него изготавливаются силовые части конструкции, отвечающие за компенсацию физических нагрузок. Сам каркас состоит из нескольких деталей, скреплённых между собой посредством сварки и (или) болтовых соединений.

  • Две горизонтальные рамы служат основанием потолка и пола. Они задают общую длину и ширину вагончика.
  • Вертикальные стойки устанавливаются по углам и завершают образование силового каркаса. Их размер влияет на высоту конструкции.

Материалом для этих деталей может служить стандартный железный профиль подходящего сечения. Но гораздо чаще специализированные компании движутся по пути самостоятельного изготовления сложногнутых элементов, способных выдерживать большие нагрузки (особенно в тех случаях, когда речь идёт о сборных модульных домах, состоящих из нескольких секций. Производство ведётся на современном высокоточном режущем и гибочном оборудовании, позволяющем выпускать детали конфигурации любого уровня сложности. Кроме улучшения прочности это влияет ещё и на снижение количества отходов, что повышает экологическую безопасность во время производства вагончиков.

В качестве дополнительных частей каркаса выступают деревянные элементы. Брус подходящего сечения устанавливается в виде промежуточных вертикальных опор. Он же выполняет роль лагов в рамах пола и потолка. Помимо конструктивной задачи, решается и проблема утепления в тех проектах, в которых оно предусмотрено. Полости между стойками заполняются, например, минеральной ватой, а затем они закрываются отделочными панелями. На полу для подобных целей можно применять керамзит.

Для деревянных вагончиков традиционно изготавливается такой же деревянный каркас. Его строение практически ничем не отличается от железного. Исключение составляет только способ крепления частей между собой. Оно предполагает использование металлических монтажных пластин и уголков, чтобы добиться прочного крепежа всех деталей. Но по своим эксплуатационным свойствам брус уступает железу. Он требует регулярной обработки антисептическими пропитками, что представляет некоторую сложность, поскольку прямого доступа к деталям каркаса снаружи не предусмотрено.

Кроме того, деревянный вагончик трудно демонтировать и переместить на новую площадку. При образующихся при этом нагрузках гарантировать целостность конструкции невозможно. А металлические бытовки без труда выдерживают несколько циклов монтажа/демонтажа, не теряя при этом своих первоначальных свойств.

Вагончик-раздевалка
от 110500 ₽
Удобная мобильная конструкция для комфортного проживания и отдыха сотрудников предприятия.

Подготовка схемы или чертежа будущего вагончика и варианты планировки

Отличие этих двух «родственных» документов состоит в степени подробности описания планировки и функциональных особенностей проекта.

  1. Чертёж детально визуализирует вагончик, учитывает все размеры и расположение внутренних пространств, даёт точное представление о технических параметрах конечного изделия.
  2. План – это, чаще всего, выполненный в свободной форме весьма условный эскизный набросок, в котором графически отражены замыслы разработчика или пожелания заказчика проекта.

В обоих случаях в плане и чертеже учитываются такие детали, как:

  • Количество человек, пользующихся проектируемым вагончиком;
  • Расположение комнат – проходных или изолированных;
  • Места нахождения технических устройств и бытовой инфраструктуры: отопительных приборов, санузла, кухни и других;
  • Места установки оконных и дверных проёмов.

Существует не так много способов планировки вагончиков, и удобство их всех имеет практическое подтверждение. 

  1. Студия – полностью открытое пространство без внутренних перегородок.

Такие бытовки чаще всего используются в качестве подсобных помещений: летних кухонь, складов, гаражей, сараев, мастерских, дровяников. Расположение дверей решающего значения не имеет. Но в некоторых случаях, когда речь идёт о хранении крупногабаритной техники или предметов (автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря в виде мотоблоков, необходимости завозить внутрь прицеп или тележку) лучше всего подходит монтаж широких ворот или поднимающихся роллет на торцевой стене вагончика. Окна в таком случае могут вообще не устанавливаться или же пользователь обходится небольшими слуховыми окошками в верхней части стены. Они пропускают достаточное количество света и при этом не могут стать причиной несанкционированного доступа внутрь. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо обеспечить безопасное хранение ценного имущества.

Для целей проживания бытовка-студия подходит только для эксплуатации в тёплое время года. Отсутствие коридора-тамбура приводит к беспрепятственному проникновению холодного воздуха внутрь помещения, что плохо сказывается на теплосбережении и создании комфортного микроклимата.

  1. Проходные комнаты с прихожей или без неё.

В такой планировке двери обычно устанавливаются на торцевой стене или в углу фронтальной части вагончика, а пространство разделяется одной или несколькими внутренними перегородками. Для удобства каждая из комнат должна иметь окно. 

Небольшой коридорчик при входе выполняет двойную функцию. 

Во-первых, он отсекает уличный воздух от основной части бытовки и служит для сохранения тепла внутри помещения. Также препятствует проникновению извне пыли и грязи.

Во-вторых, зачастую это место используют для размещения кухни или же в нём делают ещё одну перегородку, чтобы оборудовать туалет и душевую кабину. В зависимости от поставленных задач и определяют размер тамбура.

  1. Вагончик с раздельной планировкой помещений.

При таком расположении входные двери устанавливаются посередине фронтальной стены и ведут в небольшую прихожую, отгороженную от боковых пространств двумя внутренними перегородками. В каждой из них монтируются межкомнатные двери.

Существует ещё один вид, изредка применяемый для организации планировки – коридорного типа. В этом случае вход с улицы в углу торцевой стены ведёт в длинный проход, отгороженный от остальных помещений продольной перегородкой с несколькими дверями, за которыми делаются комнаты. Такой способ очень напоминает вагон поезда. Но в связи с небольшой шириной стандартного модуля (не более чем 2,55 м) подобный вариант встретить в реальности практически невозможно.

Внутренняя планировка

Этапы строительства

Точный порядок создания бытовки зависит от выбранного материала (металла или дерева), но на начальной стадии ведутся одинаковые работы.

  1. Площадка, предназначенная под строительство, расчищается от мусора и выравнивается.
  2. Оборудование фундамента для небольших стандартных вагончиков (ДШВ) 5,5-6*2,45*2,45 м не является обязательным условием. Их можно устанавливать непосредственно на грунт или же ставить на железобетонные блоки (по три с каждой из длинных сторон). Таким приёмом пользуются в тех случаях, когда речь идёт о нестационарных сооружениях, которые спустя определённое время будут демонтированы.
  3. Если необходимо делать полноценный фундамент, то подходит любой вид земляного основания: ленточный, плитный, свайный или столбчатый. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, и может быть применён. Поскольку сама бытовка не имеет значительного веса (масса сооружения редко составляет более 2,5 т), для неё подходит любая из перечисленных фундаментных технологий.
  4. Между верхней частью фундамента и основанием вагончика, в каждом случае, необходимо монтировать гидроизоляцию. Это не даёт влаге, накапливающейся в материале, воздействовать на дерево или металл основной конструкции и приводить её в негодность.

Дальнейшая работа может идти двумя путями. 

  • Панели деревянной бескаркасной конструкции расставляются по порядку, предписанному проектом. Первым делом укладывается пол; за ним устанавливаются стеновые ограждения; затем идёт потолочный элемент и строится крыша. Все детали надёжно скрепляются между собой. 
  • Готовый вагончик из металла монтируется гораздо быстрее. Его доставляют на строительную площадку и сразу же ставят на заранее подготовленное место: фундамент, блоки или грунтовое покрытие.

Заключительным этапом в обоих вариантах будет идти подключение внешних инженерных сетей. Это энергоснабжение, вода и канализация, системы связи и другие запланированные виды. Сразу же вслед за проверкой и пусконаладочными работами, вагончик может быть передан в эксплуатацию.

Модульное здание из вагончиков
В этой статье:

    Рекомендуем почитать

    Ремонт вагончика: какие предпринять меры
    Рассматриваем факторы, влекущие за собой неисправность вагончика, а также разбираем какие меры по ремонту стоит предпринять.
    Аренда вагончиков: основные аспекты выбора
    Разбираем на что необходимо обратить внимание при аренде вагончиков.
    Вентиляция в вагончике: рассматриваем разные способы
    Рассматриваем разные способы вентиляции в конструкции вагончика, а также разбираемся в устройствах вентиляции.